Древнее Водлозерье

Древнее Водлозерье  сохранило почти в первозданной красоте пейзажи, воскрешающие былинную Русь: чарующие нежные краски северной природы, чистые, богатые рыбой водоемы, порожистые реки, прозрачные озера в темно-зеленой оправе густых  таежных лесов, населенных множеством зверей и птиц и изобилующих ягодами и грибами.

Девственные леса Водлозерья являются уникальным по сохранности и объему массивом старовозрастных и коренных лесов европейской тайги.  Они никогда не вырубались и на протяжении сотен лет не страдали от крупных пожаров. Средний возраст деревьев – 200-250 лет, но можно встретить и 500-600-летние гиганты.

Одним из феноменов Водлозерского парка является высокая степень его заболоченности –  более 40% площади, что является загадкой, поскольку парк расположен на высоком плоском плато (150-200 м над уровнем моря). Уникальность нетронутых лесов, болот, озер и рек обусловила уникальность обитающих в них видов флоры и фауны. В лесу вы можете столкнуться, что называется, нос к носу с медведем, рысью, росомахой, норкой, куницей, лосем и северным оленем, на болотах найти редкие лекарственные растения, полакомиться черникой, брусникой, клюквой и морошкой, собрать грибы, в реках и озерах поймать щуку, леща, сига, налима, окуня, судака, лосося.  Подняв голову, можно увидеть перелетные стаи гусей,  казарок,  уток, а дождавшись восхода полюбоваться незабываемой картиной летящих белоснежных лебедей. Недаром название одного из озер Нюхчозеро переводится с саамского языка как «Лебединое озеро».

И это далеко не все богатство  Водлозерья, многие виды флоры и фауны отнесены к редким и исчезающим, занесены в списки региональной и российской Красных книг, а также Международного союза охраны природы. 

Помимо всего прочего, Водлозерье является едва ли древнейшей летописью Земли. Здесь, в районе кряжа Ветреный Пояс можно увидеть исключительное по красоте место выхода на поверхность древнейших а мире горных пород, возраст которых составляет 3, 4 млрд.лет.

Но сохранилась не только первозданная природа, сохранились  культурные традиции, восходящие еще к Киевской Руси. Ведь знаменитые русские былины Владимирского цикла были записаны не в Киеве и не в центральной России, а в Заонежье. Исторические песни, былины, баллады, записанные здесь, были включены в сборник «Онежские былины» - одно из классических изданий русского эпоса. На этой древней земле, ведущей свой отсчет с V тыс. до н.э., когда здесь появился первый человек, в течение столетий жили, смешиваясь между собой, самые разные племена: финно-угры, саамы, вепсы, карелы, последними пришли сюда в XIV в. русские, новгородцы. Их приходом закончилось формирование удивительного маленького народа водлозеров, живущих в этом краю  и по сей день. Новгородцы открыли новую главу в истории Водлозерья под названием «Православие».

Местная легенда гласит, что языческим предкам водлозеров у дер.Коскосалма явился огненный ангел, после чего они и приняли Святое Крещение. Место назвали Ангиловой горой, на вершине которой сейчас стоит часовня во имя св.Димитрия Солунского. В течение XV-XVII вв. Водлозерье переживает период расцвета. Здесь были земли новгородских бояр, в том числе знаменитой Марфы Борецкой,  Иван Грозный отписал себе часть деревень в опричнину, через Водлозерье проходил торговый путь, шли богомольцы в Соловецкий монастырь, духовное влияние которого здесь всегда сильно ощущалось. Новгородцы построили на островах первые погосты, ставшие оплотом православия в начальный период освоения русскими Беломорского Севера. В каждой деревне была часовня, отмечался часовенный праздник. В этот же период Водлозерье становится частью «Северной Фиваиды», куда приходили святые подвижники селиться в пустынях, жить в уединении и молитвенном общении с Богом.

Одним из таких пустынножителей был  прп.Диодор Юрьевогорский, прославленный в земле Карельской святой, основавший  в ХVII в.  на Юрьевой горе  монастырь.  К сожалению, от монастыря ничего не осталось, последний из трех, двухэтажный Свято-Троицкий храм, прекрасный образец народного деревянного зодчества, исчез в годы Великой Отечественной войны. Он был разобран на дрова, которые так и не пригодились, бревна сгнили на берегу озера. Но духовная традиция не исчезла. В июне 2001 г. на месте алтаря Свято-Троицкого храма был установлен памятный крест, освященный иеромонахом о.Нилом, а в дер.Гостьнаволок построена часовня во имя прп.Диодора Юрьевогорского. Духовным же центром Водлозерья, как и несколько столетий назад, является Ильинский погост  на о.Малый Колгостров.

Правда, народу сейчас в округе  маловато. Чуть больше 500 человек, живущих, в основном, в дер.Куганаволок. А ведь еще в начале ХХ в. здесь было 40 деревень с населением почти 3 тыс.чел.  – маленькая православная островная крестьянская цивилизация, кстати, никогда не знавшая крепостничества, очень самобытная благодаря бездорожью, удаленности и  почти полной изолированности от внешнего мира. Складывавшаяся здесь веками система расселения на островах  вокруг древних погостов была оптимальна с точки зрения использования земельных угодий, рыбных и лесных ресурсов и являла собой яркий пример гармоничного сосуществования Человека и Природы.

Сохранялась эта культура на какое-то время даже в советский период и окончательно  исчезла лишь в 70-х годах ХХ столетия, когда в жизнь водлозеров постепенно вошли алкоголизм, безработица, равнодушие, потребительское отношение к природе и друг к другу. И  несмотря на все усилия молодого директора нового парка, энтузиазм его сотрудников, тщательно разработанные планы, прекрасные программы, подготовленные высокопрофессиональными специалистами, поначалу многое не ладилось, ситуация не  менялась пока, как говорит Олег Васильевич, не пришло понимание главного:

«Без изменения мировоззрения, без возвращения традиционной православной духовности бессмысленно говорить о сохранении природы и культурного наследия, о каком-либо экологически сбалансированном устойчивом развитии территории».

Ученый, священник, администратор, он считает, что задача организации работы   парка и социально-экономического возрождения всего края должна быть осмыслена прежде всего как задача  духовного делания. Тем более, что для возрождения края во всей полноте жизни есть все предпосылки: сохранившаяся историческая память народа, его духовные корни и начавший действовать 10 лет назад духовный центр Водлозерья - Ильинский храм  1798 г., редкий на Севере по архитектуре  кубоватый храм, чудом сохранившийся до наших дней.

Его расположение еще раз доказывает непревзойденное мастерство древних зодчих, умевших создавать изумительный по красоте ландшафт, сливая в единое целое природу и создание рук человеческих, собственно говоря это было отражением их мировоззрения, воспринимавшего весь мир как целостное творение Божье.

Древний Ильинский храм стоит на острове, возносясь к небу над лесами, водной гладью озера как свеча, поставленная перед Богом, его  глава с крестом видна  от самого устья Илексы. Рядом с храмом старое кладбище с покосившимися крестами, колокольня,  рубленая ограда. Внутри храма просто, сурово, как и во всех северных церквях. К сожалению, почти не сохранилось икон,  несколько икон, еще из старого храма ХVI в., стоявшего когда-то на месте нынешнего,  находится в музее-заповеднике «Кижи», и одна, редкая для Севера подписная икона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» местного иконописца Игнатия Пантелеева, хранится  в Музее изобразительных искусств Карелии с царскими вратами его же работы.

Престольный праздник храма, Ильин день, сейчас стал национальным Днем Водлозерья, собирающим не только всех жителей, но и множество гостей. Торжественное богослужение с крестным ходом, колокольный звон, общая молитва перед трапезой на поляне напротив храма, гулянья, песни и пляски – все это объединяет людей, возрождая старинное русское понятие – соборность, когда-то бывшее основой бытия русских людей. А ведь кажется, совсем недавно стоял храм заколоченным, забытым, никому не нужным,  разрушающимся на глазах. Перемены пришли после создания парка.

Первое богослужение состоялось в Ильинском храме  в 1995 г., а в 1996 г. была учреждена Водлозерская Ильинская  пустынь Муромского монастыря,  настоящая жизнь которой началась  с приходом сюда в октябре 2000 г. иеромонаха о.Нила. Обосновался он тогда в небольшом недостроенном домике-келье:  из щелей зимой свистел ветер, печка еле грела, а в храме и вовсе не было печки, и в сильные холода замерзало даже вино для причастия. Но храм жил и действовал, хотя  местные жители редко приходили – далеко, все-таки 20 км до острова. Потом стали  заглядывать к батюшке на чай, поговорить, посоветоваться, начали посещать богослужения.  Навещали о.Нила его духовные чада, приезжали паломники. Подвижническая жизнь о.Нила, его молитвенные труды во многом способствовали просвещению местного населения и созданию православной общины на Водлозере. Но 9 августа 2003 г. о.Нил погиб от руки людей, которых незадолго до этого тепло и радушно принял у себя,  тело мученика нашли лишь спустя 3 месяца, похоронили у алтаря Ильинского храма.

Но общеизвестно, Церковь только крепнет, утверждаясь на крови мучеников, и в 2004 году на Водлозере был создан православный приход, настоятелем которого назначили иерея о.Олега (Червякова).  В том же году в дер. Куганаволок начали возводить новый храм во имя прп.Диодора Юрьевогорского,  построили  часовню апп. Петра и Павла, в которой приняли Святое Крещение более 50 местных жителей. С января 2005 года в ней еженедельно совершается Божественная Литургия. В целом же сейчас в районе действует 16 часовен, в которых совершаются регулярные богослужения, на месте покинутых деревень ставятся поклонные кресты.

Край вновь освящается именем Христовым, и словно воскресает к новой жизни, пронизанный Божьей благодатью. И совершенно другой смысл приобретают  программы, которые  реализуются  на территории Водлозерья. Самая обширная, экологическая, связана с тем, что с 2001 г. парк входит в международную сеть биосферных территорий ЮНЕСКО, которые по межправительственной программе «Человек и Биосфера» используются как модели устойчивого развития для изучения сбалансированного взаимодействия человека и природы и экологического мониторинга.

Помимо этого, на территории парка регулярно работают  археологические, этнографические и геологические экспедиции, в деревне Варишпельда, ставшей культурным центром Водлозерья, осуществляется целый спектр культурных программ: устраиваются детские и студенческие лагеря, выступают фольклорные ансамбли, организуются различные художественно-тематические мероприятия, от деревни начинается туристская тропа до Монастырского озера   протяженностью почти 40 км. В деревне восстановлена часовня Тихвинской Божьей Матери (ХIХ в.), поклонный крест на берегу озера, старинная крестьянская застройка,  «черная» и «белая» бани, кухня, причал.           

Олег Васильевич и его сотрудники предпринимают большие усилия по возрождению заброшенных деревень, восстановлению традиционной системы расселения,  старинного общинного уклада жизни,  ремесел, скажем, таких как изготовление деревянной безгвоздевой лодки, и приглашают всех, кто готов отказаться от комфортной городской жизни с ее соблазнами и искушениями, приехать  и потрудиться  здесь во славу Божию для восстановления на территории Водлозерья частицы Святой Руси.

Из статьи  "На Русском Севере: древнее Водлозерье"

Автор: Балабай Ирина Аркадьевна (Москва)

Последние статьи

Все статьи

Древнее Водлозерье

"...Знаменитые русские былины Владимирского цикла были записаны не в Киеве и не в центральной России, а в Заонежье. Исторические песни, былины, баллады, записанные здесь, были включены в сборник «Онежские былины» - одно из классических изданий русского эпоса...."

Михайлов день

Благочестивое предание гласит, что в году есть уникальные дни — праздники Архистратига Божия Михаила, когда ночная молитва в эти ночи, с называнием каждого усопшего родича и знакомого по имени, и просьба, чтобы Архистратиг вывел их из адской бездны является наилучшим молитвенным прошением...

Поиск: