Про Казбег, «обетный» камень и гергетскую Троицу

Крестовый перевал

Места, вдохновившие Лермонтова, Достоевского и Пушкина. Мы едем по Военно-Грузинской дороге, которая огибает массив Казбека с восточной стороны, скорее не едем, а медленно плывем раскачивающемся автобусе, как в подводной лодке, в молочных клубах густого тумана. Небо, как огромная чаша воды, перевернувшись, низвергает на нас нескончаемые потоки воды под устрашающие порывы ветра. Кто-то пытается шутить, вспоминая Грибоедовские «Путевые записки», написанных в этих местах о знаменитом обвале 1817 года и Пушкина с его стихотворением «Обвал». Но, глядя на напряженное лицо водителя, все понимают, что лучше помолчать.

Но наш гид Нина совершенно спокойна, пытаясь отвлечь нас от тревожных мыслей, рассказывает историю своего первого посещения этих мест и первую встречу с чудотворной Гергетской иконой Божией Матери. Будучи совсем молоденькой, юной атеисткой, она приехала сюда испытать ее чудотворные свойства. Подбоченясь перед иконой, скептически спросила мысленно: «Ну что, сможешь ли исполнить?» И в ответ ощутила всем существом, слухом, зрением, всеми своими чувствами, ответ: «Проси, не бойся». Великий страх, трепет, благоговейный ужас, что то еще, она отлично помнит только, что «не могла смотреть в ту сторону», в смятении бросилась бежать, упала несколько раз, ободрав коленки, слезы фонтаном из глаз…Не помнила, как добежала до селения, спрятавшись в одном из гостевых домиков, перепуганная, почти двое суток боялась даже взглянуть на вершину горы, которую венчает древний храм. Удивленный водитель спрашивает: «Исполнилось желание-то?» Нина, почему-то покраснев, отвечает: «Да, и очень быстро…»

Несколько крутых поворотов и вдруг мы вырываемся из пелены облаков и восторженный вздох проносится по автобусу: вверху над нами необъятное море льда, снега и фирна, высокогорных вершин, вечных снегов и голых, лишенных растительности скал. Чуть ниже фиолетово-зеленые склоны ущелья, высокотравные субальпийские луга с травой до пояса. Они усеяны цветами, поражающими своими размерами и яркостью окраски: белые и розовые анемоны, голубые скабиозы, васильки, голубые и сочные незабудки, ярко синие колокольчики, клевер с очень крупными розовыми, белыми или красными цветками. Мы останавливаемся у живописного минерального озера, с небольшим источником теплой солоноватой воды, по вкусу напоминающий нарзан. С гор текут многочисленные потоки и ручейки, питаемые снежниками и ледниками высокогорья, сливая свои воды в шумный Терек, одну из крупнейших рек Предкавказья. Перед нами Казбек…

Казбек — название, данное вершине не так давно, в первой четверти XIX в. Грузины еще и сейчас называют ее Кинвари или Кинвар Мцвери, т. е. Ледяная или Ледяная вершина, это третий по высоте пик Грузии — 5047 м. Величие того, что мы видим, не поддается описанию. Вспоминаются слова преподобного Арсения Великого: «Если ты монах, то иди в горы». Как будто Господь создал горы специально для монахов и пустынников, где время останавливает свой бег, где безмолвие снежных вершин и пустынность вековых ледников позволяет расслышать дыхание вечности…

Монашеская жизнь началась в Грузии в VI веке с приходом 13-ти сирийских отцов во главе с Иоанном Зедазнийским. Именно они повлияли на выбор Грузии и принятие постановлений Халкидонского собора. Во многих районах они основали монастыри, однако история возникновения «монастыря на Казбеке», к подножию которого мы держим путь, до сих пор покрыта завесой тайны.

Мы подъезжаем к селу Гергети, которое находится в маленьком историческим районе северо-восточной части Грузии — Хэви. В селении, расположенном на склоне живописного ущелья, живут преимущественно грузины-мохевцы и осетины. Перед нами типичные черты горного аула: плоские крыши, извилистые проходы, каменные лестницы от террасы к террасе, замкнутые дворики, домики, утопающие в зарослях ежевики, малины и облепихи, примкнувшие к подножию горы на высоких террасах правого берега шумного Терека. Мы на 1800 м над уровнем моря…

В гостинице уютно, сухо и тепло, из окон и террасы гостеприимного гостиничного кафе открывается величественный вид на главную цель нашего путешествия — Цминда-Самеба (Святая Троица). Древний храм и колокольня, расположенные на высоте 2170 м над уровнем моря на одном из хребтов западного склона Казбека, который круто спускается от храма к нашей гостинице.

Это особые святые места. В Грузии ярко выражена традиция раннехристианских времен воспроизведения сакрального пространства Святой Земли, Иерусалима и святых мест Нового Завета. Известные археологические данные окрестностей Мцхеты с Голгофой (храмом Джвари), Бетанией (грузинской Вифанией), Гефсиманским садом (царский сад святой Нино в Самтавро) подтверждают этот факт. Где то над нами, высоко в горах находится Вифлеемская пещера, древнейший пещерный монастырь Бетлем (Вифлеем) VI века на высоте 4100 метров над уровнем моря, где по преданию хранились Ясли Господа.

Гергетская Троица

Наутро мы загружаемся в местные «джип-и» — укрепленные «нивы» с огромными колесами и начинаем свое восхождение к Цминда Самеба, к одному из самых высокогорных храмов Грузии, к месту явлений Божией Матери и пребывания Ее чудотворной Гергетской иконы. По преданию пастухам здесь явилась Пресвятая Богородица и повелела построить на том месте храм. Когда он был почти готов, у строителей не хватило каменного материала для его завершения. Они огорчились, так как камни заготавливались и привозились издалека. Проснувшись утром, все были поражены, увидев полностью завершённый храм.

Есть иная версия выбора места для храма. Местные жители рассказывают легенду, в которой черный ворон «указал» место строительства храма, бросив кость на вершине горы. Ученые считают, что храм строили совместо Имеретинский, Кахетинский и Картлинский цари, как символ единения и распространения христианства в горной Грузии среди кавказских горцев. Точное время постройки его неизвестно, но по архитектурным формам и тонкому орнаменту на камне (западный вход и барабан купола) его относят к X веку. Мы удивленно переглядываемся — получается, что лезгины оставались язычниками в то время, как 2000 метров выше в горах существовал один из главных духовных центров грузинского православия — Бетлемский пещерный монастырь?Самые первые церковные постройки в этой местности датируются IV веком, может быть именно жестокие лезгины заставили монахов уйти так высоко в горы?

Гергетская Святая Троица — удивительный древний духовный шедевр горной архитектуры, органично вписывающийся в окружающий пейзаж. Снаружи стены храма и колокольни украшает древний резной национальный орнамент. Мы осторожно входим во внутренний дворик и подходим к старинной часовне, устроенной специально для тех, кто хочет помолиться, пока храм закрыт. Каменные стены, поросшие лишайником, кованные тяжелые прикрытые двери. В часовне горит маленькая лампадка и мы с удивлением обнаруживаем большой темный камень с нерукотворным крестом бело-молочного цвета. Монах, сопровождающий нас, поясняет: «Обетный» камень, принесен по «покаянному обету» в благодарность за милость Божию».

Храм внутри величествен, настоящим украшением его является иконостас VI века, с необычным изображением святой равноапостольной Нины, держащей в руках прямой, а не изогнутый крест. Он двухэтажный, но второй этаж тайный, визуально невидим. Во время нашествия персов этот храм стал местом хранения величайших духовных ценностей страны, в том числе и частицы животворящего Креста, Гвоздя, которым Спаситель был распят на Кресте, Креста святой равноапостольной Нины. Об этом свидетельствует летопись храма, которая бережно хранится монахами.

Потрескивает «буржуйка». В церкви еще темнее, чем на улице: она освещается только свечами. Из нескольких узких окон в барабане под куполом просачивался белый дневной свет, еще больше подчеркивая дух строгости, искренности и святости, высвечивая фрески XIII-XIV веков. Здешний запах ладана очень сильный, сладкий и свежий одновременно. Просим разрешения служить молебен, в ответ, встречая радость и готовность помочь во всем. Звук взлетает под купол храма, необычайная акустика превращает наше нестройное пение в торжественное славословие. Мы еще долго стоим у икон, покупаем свечи, пишем записки и еще пытаемся делать что-нибудь, лишь бы еще побыть здесь, стоять, омываясь волнами невероятной благодати.

Знаменитая гергетская икона Божией Матери написана в XVII веке на полотне. Когда в 30-е годы прошлого столетия коммунисты подожгли церковь, она горела почти три дня, от руки Пречистой сыпались огромным веером искры. Пожар мало повредил храму и иконе, только лик иконы закоптился и потемнел. Монахи рассказывают, что до войны 1995 года, огромное количество паломников из Краснодара и Кубани приходили поклониться Гергетской Троице и иконе Божией Матери, последний подъем многие преодолевали на коленях. И много чудес и исцелений происходило в то время. В 1989 году, 28 августа, на праздник Успения собралось очень много паломников и именно в этот день, в течение 20 минут было явление Матери Божией. Сопровождающий нас монах благоговейно проходит к левому приделу и, раскинув руки, указывает на место явления Пречистой. Кто-то из нас спрашивает: «А кто-нибудь из ныне живущих видел это?» Монах тихо произносит: «О, это все жители Гергети, был же праздник и в храме собралось все селение».

Отец Сергий, который приехал вместе с нами из Твери, еще долго расспрашивает о необычном «обетном» камне из часовни. Не позволят ли нам взять его для закладки нового храма в Твери? Монах испуганно смотрит на нас, бормоча что то о невозможности, отсутствии благословения и убегает. Мы сокрушенно вздыхаем — нет так нет. Медленно спускаемся к источнику, еще долго стоим, завороженные величественным видом окрестностей. Не случайно, именно в Гергетской церкви, каждый год 16 июля традиционно отмечается древнейший христианский праздник, святой день — «Гергетоба» — день «духовной любви». Традицию отмечать этот праздник после долгого перерыва возродил в 1980 году Предстоятель Грузинской Православной Церкви Католикос-Патриарх Илия II, отслужив здесь божественную Литургию.

И вдруг окрик: «Вернитесь, отец настоятель благословил камень забрать!». Камень невероятно тяжел, как же иначе, он же камень, весит килограмм 25 и тот, кто принес его сюда по обету, потрудился на славу. Но отец Сергий кажется не чувствует этого, он просто светится от счастья. Еще бы, мы увозим с собой этот «камень благодати» в далекую Тверь, где он станет краеугольным камнем нового тверского храма Похвалы Божией Матери. 

«Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!»

Спускаясь, мы осматриваем андезитовые пещеры, которые искусственно выдолблены в скале на высоте приблизительно около 1900 м. Их пять, крайняя и наиболее высокая (восточная) соединена лазом с нижней, образуя небольшой второй этаж. Пещеры неглубокие, в самой большой из них может поместиться до 30 человек. В некоторых сохранились следы очага и побелки. По преданию, здесь проводили зиму монахи Бетлемского монастыря, теперь в непогоду в них укрываются местные пастухи.

Бетлеми

Если от храма по леднику пойти по самому краю хребта, поднявшись на юг, можно добраться туда, где находится труднодоступный пещерный монастырь Бетлеми. Вот что писала в 1948 году в своем дневнике известная советская альпинистка Александра Джапаридзе: «Проход настолько узок, что мы двигаемся вплотную, прижавшись к скалистой стене. Разрушенные осыпающиеся скалы увеличивают опасность. Но мы поднимаемся терпеливо и осторожно и, наконец, достигаем площадки под цепью. К нашему изумлению, цепь за прошедшие века даже не заржавела. Тщательно проверив ее, мы убеждаемся, что по ней можно взобраться...» В январе 1948 года группа альпинистов под руководством Александры Джапаридзе исследовала пещеру, обнаружив у входа свисающую металлическую цепь длиной 5,5 метров. Пещера имела куполообразный свод, закругленные стены и вымощенный четырехугольными плитами пол. В ней был обнаружен церковный престол, средневековая церковная утварь, хоругви, монеты и прочие предметы. По мнению группы исследователей, последние жители покинули пещерный храм около 100 лет назад.

Позднее, в 80-х годах XX века группа археологов снова вскрыла ледник, запечатавший пещеру и вход в нее, высеченный в красной андезитовой отвесной скале на высоте 350—400 метров от основания. Археологи обнаружили престол, приподняв верхнюю часть которого, сделанную из дерева очевидцы почувствовали невероятное благоухание и увидели огненные всполохи. Неподалёку от пещеры были обнаружены высеченные в скале кельи монахов, могильная плита, каменный крест и столб. Также обнаружено каменное углубление, в котором бъет горячий ключ, и которое было названо «монашеской баней». Эти находки привели к заключению, что пещера является древнейшим и самым высокогорным в мире пещерным храмом христиан, а сам монашеский комплекс датирован VI—VII веками. В краеведческом музее селения Казбеги можно увидеть те самые ворота пещеры Бетлеми. Конечно же, это не единственные упоминания о пещере, но место её нахождения многие столетия никто не знал. Грузинская летопись «Картлис Цховреба» повествует, что когда на Грузию надвигались полчища Тимурленга, сто юношей — горцев уходили от преследователей, неся в переметных сумах — хурджинах сокровища Грузии — казну царицы Тамары. Пройдя Крестовый перевал и Дарьяльское ущелье, они поднялись к храму Цминда Самеба и оттуда — к Бетлеми. Юноши сложили сокровища в пещере и, чтобы тайну никто не разгласил, закололи друг друга. До сих пор сокровища не были найдены.

Житие известного старца, жившего в этих местах в XVIII веке, священника Иосифа, причисленного к лику святых (Иосиф Мухевский) повествует, что именно он совершил первое восхождение на Казбег и нашел тайник, в котором хранилась величайшая святыня — шатер Авраама, стоящий без столбов и верёвок. Отделив часть шатра, святой Иосиф привез эту святыню в дар царю Ираклию II. Тому самому, который мужественно противостоял огромной персидской армии шаха Ага Мохаммед Хана, в известном Крцанисском сражении где погибли знаменитые 300 арагвинцев.Во время его царствования в 1783 году был подписан Георгиевский трактат, предусматривающий переход Грузии под протекторат России.

Образ шатра Авраама воплощен в маленькой церкви, которая стоит на специальных железных тросах высоко в горах. Алюминиевую конструкцию, изготовленную по благословению Католикоса — Патриарха всея Грузии, Святейшего Илии II на авиационном заводе, подняли на вертолете и укрепили на сыпучих камнях склона. Храм вмещает не более 20 человек, освящен во имя Святой Троицы, божественная Литургия совершается монахами Гергетского монастыря.

С монастырём связана ещё одна древняя легенда, описанная в поэме «Отшельник». Поэма принадлежит перу святого Илии Праведного (Чавчавадзе). Святой монах, живший в этой пещере, имел особый знак милости Божией — каждый раз, когда он молился, луч солнца как яркий столп, проникал в келью подвижника. Монах полагал на этот луч свой молитвенник и по воле Божией бестелесный луч удерживал молитвенник на себе. Однажды монах приютил потерявшую путь пастушку и мысленно возжелал ее. И понял, что именно в этот момент пал, возроптал на Господа, даровавшего ему здесь, в этом мрачном мире, неизъяснимые духовные радости. Благодать Божия покинула его. Это подтвердила упавшая книга..луч больше не мог держать ее…

В 2000 году в рамках празднования 2000-летия Рождества Христова состоялось одно из мероприятий юбилейного года — паломничество в Бетлемский монастырь, специальная альпинистская экспедиция, в которой принимали участие 25 человек во главе с Высокопреосвященным Николаем, митрополитом Ахалкалакским и Кумурдойским Грузинской Православной Церкви. Целью экспедиции было совершение в пещерном храме Бетлеми первой за многие столетия божественной Литургии и освящение пещеры как действующего храма. Подъем был невероятно трудным, особенно для неопытных в альпинистском деле священослужетелей. Экспедиция стартовала 6-го января в 12 часов дня. Горы заволокло туманом, смешавшимся с облаками, видимость была очень плохой. И вдруг, где-то в середине восхождения, как будто в облаках проделали маленькую дырочку тонкой иглой — луч солнца! Он был настолько ярким и неожиданным, образуя на снегу очень четкий круг, диаметром не более двух метров. Его видели все участники восхождения, вспоминая строки из поэмы:

«Так проходили дни и годы,
Так непорочно жил он.
И святость свою каждый день
он поверял ЭТИМ ЧУДОМ»

Не смотря на трудности восхождения, все достигли цели, вошли в пещеру и начали готовиться к богослужению. Пещера чрезвычайно мала, 25 человек еле помещались в ней. Опасаясь порывов ветра, они плотно прикрыли дверь и вдруг поняли — что не могут зажечь ни одной свечи, тщетные попытки, но ни спички, ни зажигалки не помогали. Все неожиданно почувствовали сонливость и сильную усталость. И вдруг, стало понятно — пещера герметична и в ней совсем нет кислорода! Распахнув дверь навстречу стихии, все увидели, как в одно мгновенье зажглись все свечи….

Помещение было слишком мало, чтобы исповедников невольно не услышали окружающие. Паломники нашли выход — священник лег на пол, обвязавшись страховкой так, что половина тела оказалась над ущельем, голова свешивалась вниз. Исповедники, используя альпинистское снаряжение, по одному подползали на исповедь. Шум ветра заглушал их слова и уносил их прочь. Все в эту ночь смогли причаститься святых Христовых Таин. Даже те, кто делал это в первый раз… Предстоятель Грузинской Православной Церкви Католикос-Патриарх Илия II благословил входить в пещеру только мужчинам. Рассказывая это, владыка Николай, весело говорит: «вот так у нас появился свой маленький Афон».

Мы стоим у подножия Казбега и над нами «парит» в облаках храм Святой Троицы. Здесь безмолвное величие гор смешивается с шумной суетой Терека, легко и гармонично соединяя несовместимое. Здесь и Бог и мир… Почему то именно здесь становится понятным — все таки это можно совместить.. Вернемся ли мы сюда? Это теперь не важно, потому что здесь остаются наши сердца…

Последние статьи

Все статьи

Древнее Водлозерье

"...Знаменитые русские былины Владимирского цикла были записаны не в Киеве и не в центральной России, а в Заонежье. Исторические песни, былины, баллады, записанные здесь, были включены в сборник «Онежские былины» - одно из классических изданий русского эпоса...."

Михайлов день

Благочестивое предание гласит, что в году есть уникальные дни — праздники Архистратига Божия Михаила, когда ночная молитва в эти ночи, с называнием каждого усопшего родича и знакомого по имени, и просьба, чтобы Архистратиг вывел их из адской бездны является наилучшим молитвенным прошением...

Поиск: