Франция глазами православного путешественника

Франция... Страна, которая ассоциируется с католическими аббатствами, мрачными готическими соборами, французской революцией и нашествием Наполеона Бонапарта. Однако существует другая Франция, та, которая дала миру великих православных святых, стала вторым домом для русской Императорской фамилии и первой волны русской эмиграции.
Православие во Франции имеет очень древнюю историю, восходя к апостольскому веку, когда епархии на ее территории входили в состав Единой Вселенской Церкви. Только после раскола Церквей в XI веке вся территория Франции оказалась в юрисдикции католиков, и первые православные приходы нового времени появились лишь в XIX веке. Десять веков православия не могли пройти незаметно, оставив потомкам множество святых и памятных мест, вселенских реликвий, храмов и церквей.

Свет Христовой веры принес на земли Галлии апостол из 70-ти, ученик апостола Павла, член афинского Ареопага Дионисий Ареопагит. В период гонений он был схвачен, подвергался мучениям и был обезглавлен. Предание гласит, что обезглавленное тело священномученика встало, взяло в руки свою голову и пошло к тому месту, где была христианская церковь. Именно на этом месте находятся сейчас католическая базилика и аббатство Сен-Дени, расположенные на знаменитом Монмартре. Здесь хранятся мощи свмч. Дионисия и его спутников — мучеников Рустика и Елевферия. Сам же Монмартр, бывший в то время лесистым холмом, увенчанным храмом Меркурия, стал называться «Mont des Martyrs» или Горой Мучеников.

В начале V века, когда в Париже родилась святая Женевьева, Римская Империя уже разделилась на восточную и западную, но Церковь еще повсюду была православной. Европу раздирали войны и анархия, а римская Галлия была захвачена воинственными языческими племенами франков. Подобно тому, как наша великая княгиня Ольга нашла путь к сердцу диких варягов, святая Женевьева стала просветительницей новых хозяев ее земли. Удивленный ее милосердием и бесконечной любовью к людям, вождь франков, король Хлодвиг решился принять святое Крещение.

Впоследствии, женившись на правоверной христианке Клотильде, перед одной из битв у нынешнего Эльзаса обещал «Богу Клотильды» креститься, если он поможет ему победить. Как пишет Григорий Турский, король воскликнул: «Иисус Христос, я с глубоким благоговением обращаюсь к Тебе с просьбой о помощи. Если Ты доставишь мне победу над этими врагами, я уверую в Тебя и буду креститься во имя Твое». Именно благодаря этой победе в 498 году святой Ремигий совершил таинство Крещения над первым христианским королем Франции в Реймсе. По преданию он сказал Хлодвигу знаменитую фразу: «Сожги то, чему поклонялся, и поклонись тому, что сжигал».

В тот день приняли святое крещение около трех тысяч воинов. После этого события к Хлодвигу обратились взоры всей Галлии и до сих пор во Франции его иногда называют старшим сыном Церкви. Этот факт привел к тому, что франки никогда не становились арианами, они с самого начала приняли правую веру. Короли Мировинги поддерживали духовенство, которое в ту эпоху смогло сделать очень много. Начиная со времен св. Мартина Турского, монастырей на территории Галлии становилось все больше и больше, они становились активными центрами религиозной жизни, образцами евангельской строгости и милосердия.

Эта была эпоха, во время которой большинство святынь христианского мира хранилось в Византийской Империи. В том числе и Терновый Венец, который некогда был передан Иерусалимской Церковью царице Елене. Царьград был главным местом христианского паломничества, столицей пилигримов. Особенно в те времена, когда Святая Земля была для закрыта для паломников и находилась под гнетом иноверцев.

В 1204 году произошло событие, окончательно разделившее Церковь на западную и восточную. Католики-крестоносцы штурмом взяли Константинополь. То, что начиналось как освобождение Иерусалима от иноверцев, закончилось разбойным нападением на дом Церкви-сестры. Установив здесь свою империю и собственный патриархат почти на шестьдесят лет, рыцари варварски разграбили Византию. Часть святынь была навсегда утрачена, часть — расхищена и вывезена в Европу. Но благодаря именно этим печальным событиям сегодня мы имеем возможность поклониться великим христианским святыням, которые могли навсегда быть утеряны после взятия Константинополя турками.

До наших дней сохранилось описание реликвий страстей Христовых, сделанное Николаем Месаритом — ризничим государева храма в Константинополе. Оно было составлено в 1200 году, то есть ровно за четыре года до разграбления Константинополя крестоносцами. Вот что он пишет: «Первым для поклонения предлагается Терновый венец. Ещё зеленеющий, цветущий и остающийся нетленным, так как был причастен к бессмертию от прикосновения главы Христа. На вид он негрубый, при прикосновении не колючий, выглядит благоцветным, и если можно было бы дотронуться — гладкий и нежный».

В современной Франции для православных паломников открыты для поклонения великие святыни христианского мира: Терновый венец Спасителя, Гвоздь Господень, части Животворящего Древа, Плат Божьей Матери, нешвейнный Хитон Спасителя. Благодаря трудам сотрудников Корсунской Епархии Московского Патриархата нашим соотечественникам предоставляется возможность служения молебнов у этих великих святынь. Все чаще проводятся божественные Литургии у мощей св. равноапостольной Марии Магдалены, св. равноапостольной царицы Елены, св. Лионских мучеников, главы св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна.

В мае 2011 года произойдет еще одно знаменательное событие. В день перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Барии будет отслужена божественная Литургия у десницы Святителя Николая в базилике Сен-Николя-де-Пор.

Начиная с XVIII века, история Франции неразрывно связана с историей России. Жемчужина средиземноморья, столица французской Ривьеры, имела в эту эпоху другое название — Русская Ницца. Русские стали обживать ее еще в царствование Николая I. Судьба династии Романовых неотделима от этого городка на Лазурном берегу. Можно с полным правом утверждать, что история России последних двух столетий вершилась именно здесь.В Ницце, в этом небольшом средиземноморском городке, сошлись пути и судьбы российских самодержцев, потомков великих русских поэтов и белых эмигрантов.

В апреле 1865 года здесь скончался в молодых летах наследник российского престола Николай Александрович. У одра умирающего наследника решилась судьба августейшего брачного союза: цесаревич Николай словно соединил руки своего брата, будущего императора Александра Ш и своей невесты — датской принцессы Дагмар, ставшей российской императрицей Марией Федоровной. Так необычно распорядилась история: в тот самый год, когда в Ницце будет освящена часовня памяти цесаревича, в мае 1868-го, под Петербургом, в Царском Селе появится на свет другой наследник, царевич Николай. Полный тезка несчастного цесаревича, которому так и не суждено было войти в историю России самодержцем Николаем Вторым…

В Свято-Николаевском соборе Ниццы, построенном на средства Императорской семьи, в память о Николае Александровиче, находится главная святыня этого православного собора — икона святителя Николая Чудотворца. Этот образ принадлежал больному Николаю Александровичу, и во время тяжких страданий царевича находился у его изголовья.

В конце XIX века в соседних Каннах по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Палладия состоялась закладка церкви во имя святого Архистратига Божия Михаила. Храм был возведен в кратчайшие сроки благодаря значительным пожертвованиям членов Императорской фамилии. После освящения храма муниципалитет Канн объявил о своём решении переименовать улицу, на которой была построена церковь, в бульвар Александра III. В крипте церкви находятся захоронения представителей рода Романовых, а в 1921 году в церкви состоялось венчание великого князя Андрея Владимировича с балериной Матильдой Кшесинской.

Со святой Женевьевой, покровительницей Парижа, таинственным образом связана судьба русской послереволюционной эмиграции. Однажды, в 20-е годы минувшего века она явилась во сне одной благочестивой русской женщине, духовной дочери священника Михаила Бельского, говоря: «Почему вы, изгнанные из России, вы все, претерпевающие столько болей и страданий, не обращаетесь ко мне? Я могу вам помочь». «Кто вы?» — спросила та женщина во время видения. — «Я Женевьева, покровительница Парижа».

В дальнейшем случилось так, что в 30 км к югу от Парижа, в местечке Сент-Женевьев-де-Буа, где, по преданию, была пещера, в которой святая проводила отшельническую жизнь, был основан Русский Дом (La Maison Russe) для престарелых. По воспоминаниям митрополита Евлогия (Георгиевского), это было значительное событие для парижской эмиграции. На находившемся неподалеку кладбище, отведенном специально для русских французской администрацией еще в 20-х годах XX века, был построен русский храм Успения Пресвятой Богородицы. Архитектурный проект храма, а также его строительство и роспись осуществил художник-архитектор Альберт Бенуа. Русские предпочитали быть похороненными именно на этом кладбище, потому что, по словам митрополита Евлогия, «там творится православная молитва».

Теперь русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа — крупнейшее за границей, где нашли покой многие великие люди России. В современном мире открыты границы и паломники преодолевают значительные расстояния между странами за несколько часов. Еще недавно невозможно было и представить, чтобы православные совершали богослужение в католических храмах, то сегодня это стало возможным. Паломничество приобретает другие формы, но остается неизменным по своей сути. Духовное делание, богослужения, физический контакт со святыней, который так необходим православному человеку — все это возможно теперь в такой далекой и такой близкой Франции.

При подготовке статьи были использованы материалы сайтов patriarhia.ru; stoletie.ru; neofit.ru; taday.ru; wikipedia.org, а также «Очерки по истории римско-католической церкви» прот. Владимира (Рожкова), доктора церковного права

Последние статьи

Все статьи

Древнее Водлозерье

"...Знаменитые русские былины Владимирского цикла были записаны не в Киеве и не в центральной России, а в Заонежье. Исторические песни, былины, баллады, записанные здесь, были включены в сборник «Онежские былины» - одно из классических изданий русского эпоса...."

Михайлов день

Благочестивое предание гласит, что в году есть уникальные дни — праздники Архистратига Божия Михаила, когда ночная молитва в эти ночи, с называнием каждого усопшего родича и знакомого по имени, и просьба, чтобы Архистратиг вывел их из адской бездны является наилучшим молитвенным прошением...

Поиск: