© "Марфа и Мария"
Паломническая программа в Большой Кремлевский дворец
Большой Кремлевский дворец, который находится на самой высшей точке Боровицкого холма, включает в себя Дворцовый комплекс, Грановитую палату, Золотую Царицыну палату, Теремной дворец и дворцовые церкви. В настоящее время Большой Кремлевский дворец является резиденцией Президента Российской Федерации, где проводятся официальные государственные мероприятия, важные общегосударственные церемониалы, такие как вручение государственных наград , верительных грамот и пр. В свое время в здесь находилась резиденция Великого Московского Князя и главы Русской Церкви. Здесь проходили все важные государственные события и встречи: прием иностранных послов, венчание на царствование великих русских царей. Непосредственно в Большом Кремлевском Дворце и жила царская семья, здесь были устроены царские домовые церкви.
_______________________________________________________________________
Встреча группы у Кутафьей башни Кремля в 09:30, знакомство с представителем паломнической службы, проход на территорию Московского Кремля.
ДВОРЦОВЫЙ КОМПЛЕКС
Согласно замыслу императора Николая I, дворец должен был стать памятником славы русского воинства. Его пять парадных залов — Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский и Екатерининский — названы в честь пяти орденов Российской империи, а их оформление выдержано в соответствующей стилистике.
Андреевский зал - тронный зал торжественных мероприятий, главный императорский зал Московского Кремля, посвящён Ордену святого апостола Андрея Первозванного. Здесь находится Российский Императорский трон, украшенный горностаевой мантией и символом Всевидящее Око «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс.32:18).
Александровский зал получил своё имя в честь Ордена Святого Александра Невского, учреждённого Екатериной I в 1725 году. Владимирский зал - назван в честь Ордена святого князя Владимира.
Георгиевский зал – названный в честь Ордена св. Георгия Победоносца – самого высокого и почитаемого ордена в русской армии, учрежденного в 1769 году для награждения офицеров и генералов. В зале расположены мраморные доски с высеченными названиями 545 полков, флотских экипажей и батарей и более 10 000 фамилий офицеров и генералов, награжденных этим орденом. Среди кавалеров Георгиевского ордена Александр Суворов, Михаил Кутузов, Петр Багратион, Федор Ушаков, Павел Нахимов. Екатерининский зал – названный в честь единственного женского ордена в России — Ордена Святой Екатерины, учреждённого Пётром I в 1713 году, его девизом являлось «за любовь и отечество». Тронный зал русских императриц.
«Собственная половина»: личные покои императора и его семьи: кабинет и будуар императрицы, спальня, кабинет императора, столовая, гостиная и приемная. Уникальный музей русского жилого дворцового интерьера.
ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА
Одно из древнейших зданий Москвы, главный парадный приёмный зал великокняжеского дворца. В нём проходили собрания Боярской думы, заседания Земских соборов, церемонии венчания на трон русских царей, празднества. Это шедевр мирового значения, сейчас выглядит именно так, ее задумывал князь Иван III и как она изначально была расписана в XV веке древними мастерами.
ТЕРЕМНОЙ ДВОРЕЦ
Терема Кремля и палаты являлись первыми каменными сооружениями для размещения русский царей, это первые каменные жилые покои царицы и царских детей, покои царя. Крестовая или Соборная комната в Теремном дворце. Молельня царя (собрание уникальных икон).
ДВОРЦОВЫЕ ЦЕРКВИ
Церковь Рождества Богородицы на Сенях, построенная в XIV веке вдовой св. бл. великого кн. Димитрия Донского, святой великой княгиней Евдокией - прп. Ефросинией Московской в память о Куликовской битве. Это древнейший из сохранившихся до настоящего времени храм Москвы. Фрески кисти Феофана Грека и Даниила Черного с учениками.
Верхоспасский собор или Спас Нерукотворный на Верху – домовая церковь нескольких поколений русских правителей, начиная с царя Михаила Фёдоровича и заканчивая императором Петром I. Необычная церковь находилась непосредственно в личных покоях царей – на верхнем ярусе Теремного дворца. 11 сияющих золотом куполов на тонких разноцветных барабанах, три совмещенных пятиглавия - очень необычное архитектурное решение. Собор служил местом уединения государя и членов его семьи для размышлений, молитвы и Причастия. Здесь совершались Таинства для царской семьи, крестили младенцев и совершали молебны в честь совершеннолетия наследных царевичей. Сохранены позолоченные деревянные иконостасы, выполненные в XVII веке мастерами-резчиками под руководством Клима Михайлова. Искусная резьба на них столь изящна, что внешне скорее напоминает перламутр или фарфор. Очень редкие иконы, выполненные в технике аппликации из шелковых тканей, комбинированных с живописными изображениями. Часть икон этого храма принадлежит кисти известного мастера XVII века Федора Евтихиевича Зубова. Здесь же хранятся старинные изразцовые печи, отреставрированные еще в XIX веке. Уцелели чеканные серебряные оклады многоярусного иконостаса и сделанные также из серебра царские врата, датируемые второй половиной XVIII века.
Домовые церкви цариц и царевен: церковь Екатерины великомученицы, что на Царицыных сенях. Церковь святой Евдокии, переосвящена в честь Воскресения Словущего, главная святыня храма чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших», образ Николы Можайского, созданный в конце XVI века. В иконостасе – образ Воскресения Христова и Полоцкая икона Божией Матери в драгоценном уборе с изображением двенадцати господских праздников и четырех апостолов-евангелистов по углам. С ней совершали царские крестные ходы.
Домовые церкви царей и царевичей: во имя Спаса Нерукотворного (Спас за Золотою решеткой или Церковь Спаса Нерукотворного Образа) с приделом Иоанна Белгородского (переосвящен в придел Зачатия Иоанна Предтечи). Существует легенда, что храмовый образ Спаса Нерукотворного привезла в Москву сама Софья Палеолог, он почитался чудотворным. Сохранены деревянные резные позолоченные хоры и старинное паникадило, переданное в дар царю Алексею Михайловичу королем Швеции Карлом XI.
Распятская церковь - храм в честь Воздвижения Креста Господня. Здесь сохранилось уникальное большое резное распятие, крест в точную меру с Крестом Господним, что обрела царица Елена на Голгофской горе. «Московский» крест выточили из кедра, певга и кипариса – по преданию, из такого дерева был составлен Крест, на котором был распят Спаситель. Уникальный иконостас, “медный чеканный в деревянных столбцах”, в котором храмовый образ Спасителя в багряной ризе и в терновом венце и икона Божией Матери Семистрельная, принимающая на Свое сердце семь стрел. Оба образа символизируют высшую полноту той скорби, которую претерпела Царица Небесная в земной жизни и у Голгофского Креста.
«…в 1679 г., среди верховых церквей, между храмом св. Евдокии и между приделом во имя Иоанна Белоградского, государь повелел устроить Голгофу, где быть Страстям Господним. В узком коридоре, который разделяет эти церкви, живописец Дорофей Ермолаев сделал алебастровый свод, или пещеру, которую ученики его расписали черепашным аспидом, то есть под мрамор. В этой пещере, на каменной горе, расписанной также красками, поставлено было, на большом белом камне, кипарисное Распятие, сохранившееся и доныне и вырезанное рельефно старцем Ипполитом, искуснейшим резчиком того времени. Пещера эта была украшена алебастровыми колоннами, на тумбах и наверху с гымзом; посреди этих колонн, против Голгофной горы, поставлена была плащаница, или Гроб Господень, над которым висели на проволоках шестьдесят алебастровых херувимов, расписанных красками поподобию, с золоченными по гунфарбе нетленными венцами и крыльями (240 крыл). Около Гроба Господня висели также 12 стеклянных лампад, а у стен стояли живописные картины, изображавшие евангельские притчи: Сошествие во ад, Воскресение, Вознесение и «Христос явися Марии Магдалине». Эти картины, писанные на полотнах живописцем Ив. Салтановым, вышиною были по 3 аршина, шириною в свету по 1 3 /4 аршина. …Государь повелел устроить, между новою церковью Распятия и своих деревянных комнат в особой небольшой каменной палатке, Вертоград с Господним Гробом. Своды и стены этого Вертограда поручено было обделать мастеру Степану Заруцкому «из алебастроваго камени, цветные, с розными краски…»
Забелин Иван Егорович, 1862
« Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях»